10.08.2021

В онлайн-формате прошла конференция «Public art VS город: диалог или противостояние»

Научная конференция «PUBLIC ART VS ГОРОД: ДИАЛОГ ИЛИ ПРОТИВОСТОЯНИЕ?», организованная Государственным институтом искусствознания, прошла 22-23 июня 2021 года в Москве в онлайн-формате.

PUBLIC ART – и специфика его реализации и сам термин, с конца ХХ века ставшие привычными в международном арт-пространстве, по объективным причинам продолжают оставаться дискуссионными для отечественного научного и художественного сообщества.

Научная конференция была посвящена теории и практике public art-проектов в России и за рубежом, включая обсуждение специфики  сотрудничества авторов с государственными и частными музеями, благотворительными фондами;  особенностям коммуникации проектов с общественными пространствами и городскими сообществами.

Общее количество участников конференции составило 20 человек, объединив ученых, кураторов, художников из России, Швеции, Израиля и Беларуси. Среди участников присутствовало два доктора наук и два кандидата наук, а на открытии, по традиции, с приветственным словом выступила директор Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения Наталия Сиповская. Такой качественный состав свидетельствует об актуальности тематики и заинтересованности научного, профессионального и художественного сообществ в дискуссии и анализе развития процессов в сфере паблик арт. Очевидно, что данное направление является перспективным для развития. 

Члены оргкомитета  и модераторы конференции – научный сотрудник ГИИ Инна Пуликова, доцент кафедры Кино и Современного искусства РГГУ Екатерина Карцева и художник Марина Звягинцева напомнили о событиях, предшествовавших проведению конференции: о круглом столе, прошедшем в июне 2019 года в рамках представления проекта Марины Звягинцевой «Карта памяти» и ярко продемонстрировавшем назревшую необходимость организации полноценного научного дискуссионного мероприятия. 

Не взирая на эпидемиологические обстоятельства, вследствие которых конференция была отложена более, чем на год, а также сменила свой формат на онлайн, число участников было расширено, что благоприятно сказалось на повестке. 

Заседание первого дня конференции прошло в трех сессиях. 

Первую сессию открыл доклад Екатерины Карцевой, кандидата культурологии, независимого куратора, издателя www.artandyou.ru (Москва), «Терминологические подходы и критерии паблик-арта с позиции культурного диалога».

Доклад Марины Звягинцевой, одной из основоположников паблик-арта и site specific проектов в России, идеолога и куратора программы паблик-арт проектов «Спальный район» (Москва), отражал анализ процессов, разворачивающихся в обсуждаемой сфере с точки зрения автора паблик арт-проектов – «Перепрограммирование реальности. О силе влияния site-specific искусства на среду и чувства людей».

Наталия Данберг, художник, куратор artist-run space «Мясная инспекция», руководитель образовательной программы Музея современного искусства Уппсалы, художественный критик литературно-художественного журнала Cora, Уппсала (Швеция), в своем докладе «Public art как переход от монументального искусства к социальным проектам. Опыт художника» также представила взгляд художника-практика. 

В рамках второй сессии первого дня конференции Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения, куратор, сотрудник музея-заповедника «Царицыно» (Москва), представила доклад «Заповедный паблик-арт. Паблик- и ленд-арт в музее-заповеднике «Царицыно».

Татьяна Пинчук, директор Музея стрит-арта, руководитель SAM Public art center и Ярмарки современного искусства SAM Fair (Санкт-Петербург), выступила с докладом на тему «Музей стрит-арта в Санкт-Петербурге. Культурная институция на действующем заводе и ее международные проекты».

Выступление Аси Филипповой, основателя и директоря Центра творческих индустрий «Фабрика», лауреата премии «Монблан» за поддержку современного искусства (Москва), было посвящено сложной теме «Авторское право в контексте объектов public-art: практика применения (на примере работы Бориса Матросова «Счастье не за горами», Пермь)».

В третьей сессии первого дня к дискуссии из Минска присоединилась Юлия Василенко, продюсер, сооснователь и экс-генеральный продюсер творческого объединения «АРТМОССФЕРА» и одноименной Биеннале уличного искусства (Москва), с докладом «Механизмы государственной поддержки public art в международной практике и российские кейсы реализации арт-проектов в общественном пространстве».

Елена Пантелеева, директор по развитию Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ (Москва), выступила с докладом «Искусство в умном городе. Практический опыт иннограда Сколково».

Завершил первый день конференции доклад «Культурные практики в умном городе: динамика и векторы развития» Ольги Шлыковой, заместителя директора НОЦ «Гражданское общество и социальные коммуникации», профессора кафедры ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС, доктора культурологии (Москва). 

Заседание второго дня также прошло в трех сессиях и открылось выступлением «Культурно-городские проекты: возможности грантовой поддержки» Оксаны Фодиной, директора программ Благотворительного фонда Владимира Потанина (Москва).

Из Норильска к конференции присоединилась Наталья Федянина, директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», куратор Полярной PolArt резиденции, с докладом «Паблик-арт как форма благоустройства и присвоения общественных пространств».

Ирина Гавриленко, заместитель директора по развитию основной деятельности Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, выступила с докладом «Проект М»: о местной истории и искусстве в подземном переходе».

Во второй сессии представляющие Якутск Екатерина Романова (главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, доктор исторических наук, соруководитель Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики) и Елена Васильева (специалист по выставочной деятельности Центра культуры и современного искусства им. Ю.А. Гагарина, куратор творческой группы «Архетип», сотрудник Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики) представили доклад на тему «Холод и туман: public-art как способ работы с психологически некомфортной городской средой».

Евгения Дудкина, научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва) выступила с докладом «Законодательное регулирование создания и функционирования объектов Public Art. Российский и зарубежный опыт», а Екатерина Карцева – с докладом «Актуальный американский опыт государственной поддержки паблик-арта и перспективы его применения в российской практике».

В третьей сессии состоялось выступление на тему «Паблик-арт как способ гуманизации городского и индустриального пространства. Опыт куратора» Елены Шипициной независимого международного куратора, арт-критика, члена Союза художников России и Международной ассоциации искусствоведов (Израиль).

Ирина Осипова, заместитель начальника отдела выставочных проектов парка «Зарядье» (Москва) представила доклад «Парк “Зарядье” как территория public art-эксперимента».

Завершило конференцию выступление «Непубличный паблик-арт. Художественные стратегии работы с общественными пространствами в Нижнем Новгороде в 2010-х годах» Алисы Савицкой, главного куратора студии «Тихая», старшего научного сотрудника Музея Москвы, в прошлом руководителя отдела выставок Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина, а в настоящее время аспирантки Государственного института искусствознания (Нижний Новгород).

Формат, участники, повестка заложили позитивные тенденции развития направления. По итогам конференции планируется издание сборника статей на базе сделанных участниками докладов.