02.02.2021

В ГИИ отметили День Института

31 января в ГИИ по традиции прошел День Института. В этом году в Зеленом зале дома на Козицком, обычно с трудом вмещавшем участников главного институтского праздника, было на редкость малолюдно. Список присутствующих был ограничен. Сотрудники без иммунитета имели возможность присоединиться к событию on-line. 

Пандемия внесла коррективы в формат праздника, но никак не сказалась на его наполнении. Собственно – то же самое можно сказать и о работе Института в минувшем году в целом. Как отметила в своем выступлении директор ГИИ Наталия Сиповская, эпидемиологическая ситуация 2020 года, помимо трудностей и бед, принесла и положительные плоды. А именно – заставила овладеть новыми форматами работы, что помимо прочего значительно расширило аудиторию (в том числе и международную) наших конференций и пр. Но главное – это организация ритмичной плановой работы. Заседания секторов проходили в привычном графике, лишний раз доказав значимость института как научной школы, сохраняющий высокие традиции и привычку к ведению профессиональных дискуссий. 

Однако потери были значительны. В 2020 году ушли из жизни выдающиеся ученые – лидеры научных направлений Елена Андреевна Борисова, Ольга Сигизмундовна Попова, Владимир Иванович Плужников и замечательный востоковед Евгения Карлова. Однако важно то, что в Институте остались сильные продолжатели их дела. Так, заседания сектора Искусства Византии переформатировались в межинституциональный семинар, превратив ГИИ в центр отечественного искусствоведения по византинистике. В on-line формате продолжили работу и все четыре ранее заявленных постоянно действующих семинара. 

Всего в 2020 году прошли 20 конференций в онлайн формате, из них 10 международных или с международным участием (в том числе и на зарубежных площадках), 16 круглых столов, 14 семинаров. Среди конференций были традиционные: Богатыревские и Сорокинские чтения, чтения памяти Е.И. Ротенберга, Музыковедческий форум, конгресс «Искусствознание: наука, опыт, просвещение 2020»; были экспериментальные события (например, круглые столы совместно с ВШЭ, посвященные новым цифровым методам изучения театрального наследства); были актуальные – например, конференция «Новая виртуальность: Искусство и художественные практики в режиме изоляции», по итогам которой вышел объемный сборник статей. Самым масштабным научным форумом стал IV Международный Конгресс историков искусства им. Д.В.Сарабьянова «Русское искусствознание среди европейских школ: интеллектуальная история и миграция идей» (кураторы Е. Бобринская, А. Корндорф, А. Лосева). В этом году благодаря гранту Президента РФ Сарабьяновский конгресс обрел собственный сайт. Всего за 2020 сотрудники ГИИ получили 26 грантов российских фондов и 2 зарубежных.

Регулярно выходили выпуски 5 журналов («Искусствознание», «Вопросы театра», «Художественная культура», «Искусство музыки: теория и история», «Вестник сектора древнерусского искусства»), 3 из которых входят в список ВАК. В 2020 году сотрудники ГИИ опубликовали 225 статей, из них 16 статей зарегистрированы в Scopus, 24 статьи – в Web of Science и 185 статей – в РИНЦ. Опубликовано 70 докладов и тезисов докладов конференций (8 в зарубежных сборниках). Участие в конференциях также было весьма представительным: 268 докладов на различных площадках в России и 12 на зарубежных.

Серьезно возросла экспертная нагрузка: в 2020 году сотрудниками ГИИ было выполнено 202 экспертных заключений. 66 сотрудников приняли участие в работе экспертных комиссий и квалификационных советах в других организациях, 50 работали членами жюри различных конкурсов. Еще более заметно возросла научно-просветительская работа: 90 публичных лекций, около 200 выступлений в СМИ, участие в организации 20 выставок и 21 концерта. Проведен Международный фестиваль «Российско-китайский месяц культуры и искусства» в онлайн формате, а также 6 концертов, которые транслировались онлайн.

О высокой оценке деятельности института, главным ресурсом которого всегда были его уникальные научные кадры, свидетельствуют 14 наград, присужденные в 2020 сотрудникам ГИИ, в том числе: Премии Правительства РФ в области культуры и искусства (М.Г. Светаева, М.В. Хализева, Н.Э. Звенигородская), премии «Золотая маска» «За выдающийся вклад в театральное искусство» (А.В. Бартошевич), премии Станиславского в номинации "Театроведение, театральная критика, исследователь театра" (В.Ф. Колязин), премии Москвы в номинации «Искусствоведение» (В.Ю. Силюнас), Памятная медаль и грамота от Администрации Президента РФ «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи «#МыВместе» (Е.А. Хаунина) и др.

Но главным итогом работы исследователей-искусствоведов (несмотря на новые критерии Минобрнауки, упирающего на число рецензируемых статей), остается публикация монографий. В 2020 году их было издано 33, по выходу 13 из них были организованы презентации, в том числе – по поводу весомого второго тома «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России» по Рязанской области (отв. Ред. А. Яковлев). Но самой заметной стала презентация двух первых томов Полного академического собрания сочинений М.П. Мусоргского (под ред. Е.М. Левашева и Н.И. Тетериной), прошедшая в Большом театре России, не говоря уже о том, что выход этих томов, ознаменовавший старт масштабного проекта, стал одним из самых заметных событий года в сфере музыковедения.

Результаты научных изысканий коллег были оценены авторитетным жюри ежегодного конкурса публикаций. На торжественном собрании были оглашены его итоги. Первые премии были присуждены в номинации «Монографии» – Татьяне Михайловне Кольцовой за монографию «Церковная живопись Архангельской губернии второй половины ХVIII – начала ХХ века: История, памятники, мастера»; в номинации «Сборники научных статей» – Алексею Вадимовичу Бартошевичу и Татьяне Юрьевне Гнедовской за сборник научных статей «Западное искусство. ХХ век. Шестидесятые годы»; в номинации «Публикация» – Екатерине Андреевне Лазаревой за книгу «Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909-1941: В 2 томах»; в номинации «Статьи» – Людмиле Михайловне Стариковой за статью «Фёдор Григорьев сын из рода костромичей Волковых. Новые документальные сведения − против мифов» (Вопросы театра / Proscenium. 2020. № 1–2) и в номинации «Статьи молодых ученых» – Валентине Анатольевне Войтекунас за статью «Темпера как техника старой итальянской живописи и русской иконописи в творческой практике художников Серебряного века» (Связь времён: история искусств в контексте символизма. Кн. I, ч. I / Отв. ред. и сост. О.С. Давыдова. М., 2020).

По традиции вечер закончился капустником. В этом году его тему было не трудно угадать: капустное действо называлось «Изоляция». А вот представление получилось на редкость веселым. В этом году на подмостках Зеленого зала дебютировала молодая труппа.

gii-intro-1271.jpg

gii-intro-1286.jpg

gii-intro-1282.jpg

gii-intro-1320.jpg

kapustnik21-1483.jpg

kapustnik21-1620.jpg

kapustnik21-1922.jpg

kapustnik21-1400.jpg

kapustnik21-1528.jpg