14.12.2020

«Музыкальная культура Киевской Руси»: неизданная книга К.А. Кузнецова (1883—1953).

25 ноября в Государственном институте искусствознания на 11 (40) междисциплинарном научном семинаре «Мысль о музыке в авраамических традициях» обсуждался неизданный труд музыковеда, доктора искусствознания К.А. Кузнецова «Музыкальная культура Киевской Руси» (гранки 1941 года. Ленинград). Исследователи, подготавливающие это издание к публикации, к. иск. Н.И. Тетерина и д. иск. Н.С. Серегина, рассказали о судьбе ученого и представили его уникальный труд.

Н.И. Тетерина рассказала о многогранной личности К.А. Кузнецова (1883—1953) как музыковеда и правоведа, профессора Московской консерватории, выпускника юридического факультета Московского университета, получившего фундаментальное музыковедческое образование уже в Гейдельберге, где защитил степень доктора философии.

Родом из Новочеркасска, К.А. Кузнецов был земляком Алексея Федоровича Лосева и учился в той же Платовкой мужской гимназии, что и его выдающийся земляк. Были показаны уникальные фотографии начала ХХ века, а также материалы из архива Е.М. Левашова, связанные с жизнедеятельностью Кузнецова. Благодаря заграничной командировке в Англию ученый получил доступ к богатейшим библиотекам, работал в Британском музее и Государственном архиве, что сделало его благодаря разносторонним интересам ученым мирового уровня.

Общение с Генри Вудом и все годы, проведенные в Лондоне — одном из центров музыкальной культуры — сыграли огромною роль в становлении К.А. Кузнецова как ученого и музыканта.

Вернувшись, с 1923 по 1949 годы Кузнецов преподавал в Московской консерватории, занимался научной работой и стал по совокупности публикаций доктором искусствоведения. Многочисленные псевдонимы, в частности, «К. Смис», все еще находятся в поле зрения исследователей как отдельный объект изучения.

Последняя книга Кузнецова — «Музыкальная культура Каевской Руси» — так и не была издана. Гранки его книги хранятся в личном архиве М.Е. Левашова и Н.И. Тетериной. Этот труд планировался к изданию в 1941 году в Ленинграде, однако началась война. Содержание труда впечатляет: Вступление, раздел «Киевская Русь» и Приложение, включающее раздел по музыкальной культуре Византии. Две главы Вступления посвящены древним культурам Черноморья, Поволжья, Прибалтики и Балкан, тогда как в шести главах раздела «Киевская Русь» рассматриваются историко-культурные предпосылки музыкального искусства, музыка княжьего двора, исполнительское искусство и инструментарий, древнерусская монодия, эпос, лирическая, обрядовая и игровая песня.

В развернувшейся после докладов дискуссии профессор М.Е. Левашов подчеркнул необходимость скорейшего издания этой работы, ее непреходящую ценность. Подготовка текста к изданию включает обширный корпус комментария, преодолевающего временной разрыв с учетом новейших исследований в данной области.

м1.jpg

м2.jpg