09.11.2018

Концерт камерной музыки Николая Каретникова (в рамках цикла «Сюита зеркал. Музыка отечественного послевоенного авангарда»)


15 ноября 2018 в Зеркальном зале Государственного института искусствознания состоится уникальный концерт камерной музыки Николая Каретникова (1930–1994), который будет сопровождаться лекцией и выставкой, посвященной композитору. Концерт проходит в рамках цикла концертов-лекций ГИИ и Музея AZ (Музея Анатолия Зверева) «Сюита зеркал. Музыка отечественного послевоенного авангарда».

Сбор гостей и открытие выставки в 19:30
Начало концерта в 20:00

ПРОГРАММА

Пять пьес для фортепиано, написанных в школе (1944–1947)
Три детских романса для взрослых
для голоса и фортепиано (1956)
Соната для скрипки и фортепиано (1961)
Kleinenachtmusik для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (1969)
Две пьесы для фортепиано (1978)
Фортепианный квинтет (1990)

ИСПОЛНИТЕЛИ

СОЛИСТЫ АНСАМБЛЯ «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»:
Екатерина Кичигина, сопрано
Марина Рубинштейн, флейта
Никита Агафонов, кларнет
Мона Хаба, фортепиано

СТРУННЫЙ КВАРТЕТ «СТУДИИ НОВОЙ МУЗЫКИ»:
Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Анна Бурчик, альт
Ольга Калинова, виолончель

Концерт ведет музыковед, доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории Александр Селицкий.


_________________


НИКОЛАЙ КАРЕТНИКОВ (1930–1994) практически одновременно с Андреем Волконским открыл для себя новые способы сочинения музыки — для него это была классическая двенадцатитоновая техника Арнольда Шенберга, верность которой он сохранил до конца своей жизни и на основе которой выработал свой стиль. Самобытный продолжатель традиций православной духовной музыки и одновременно, в течение 37 лет, убеждённый приверженец «классической» серийной додекафонии, он не отказывался от тональности и других техник там, где они были оправданы замыслом, и интегрировал додекафонию с иными формами музыкального письма. Ему удалось перешагнуть через экспериментальность языка нововенцев, органично сочетая принцип серийности с отечественной симфонической традицией.

Судьба Каретникова — одна из самых драматичных в истории отечественного послевоенного музыкального авангарда. Испытав духовное перерождение, он сознательно отказался от статуса признанного и исполняемого советского композитора. Его внутренний выбор стал его творческой судьбой. Не желая идти на компромиссы ни в какой форме, он почти не был известен при жизни как автор произведений академических жанров. Инструментальные сочинения, оперы и духовные песнопения он писал практически «в стол», а его имя ассоциировалось в первую очередь с многочисленными прикладными работами — для театра и, особенно, для кино. Среди широко известных ― «Скверный анекдот» (1965), «Бег» (1970) режиссёров А.Алова и В.Наумова, «Прощай, шпана замоскворецкая...» А.Панкратова (1987), «Десять дней, которые потрясли мир» (1965, Театр на Таганке) Ю.Любимова, «Заговор Фиеско в Генуе» (1977, Малый театр) Л.Хейфица, «Тевье-молочник» (1985, Центральное ТВ) С.Евлахишвили и многие другие. Музыка Каретникова исполняется чрезвычайно редко, слушатели цикла концертов Музея AZ (Музея Антолия Зверева) и ГИИ «Сюита зеркал. Музыка отечественного послевоенного авангарда» имеют уникальную возможность услышать ее впервые за много лет.

Специально к концерту откроется небольшая художественно-биографическая выставка, подготовленная Музеем AZ, посвященная Николая Каретникову. Мир композитора будет впервые представлен не музыкальными средствами. В камерной экспозиции зрители увидят картины любимых друзей композитора художников-шестидестяников из личного собрания Наталии Опалевой и коллекции Николая Каретникова и фотографии, запечатлевшие «его время».


Сбор гостей и открытие выставки в 19:30
Начало концерта в 20:00
Зеркальный зал Государственного института искусствознания
(Козицкий переулок, 5)

🎫Приобретайте билеты на сайте и в кассах ГИИ


Музыкальный лекторий организован в рамках совместной научно-исследовательской программы ГИИ и Музея AZ (Музея Анатолия Зверева) «СОВЕТСКОЕ НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1950-1980-Х ГОДОВ».

unnamed.jpg