Сектор фольклора и народного искусства

Сектор фольклора и народного искусства (первоначально — отдел народного творчества и теоретических проблем художественной самодеятельности, затем — отдел народной художественной культуры) создан в январе 1980 года. В момент основания его возглавила О. Н. Кайдалова, специалист по театру национальных республик, затем ей на смену пришла и в течение тридцати лет заведовала отделом Л. П. Солнцева — профессор, автор книг по чешскому и словацкому народному и профессиональному театру. Вклад в формирование ведущих направлений работы отдела внесли К. Г. Богемская (1947–2010), один из крупнейших отечественных специалистов по наивному и любительскому искусству; С. Ю. Румянцев (1951–2000), исследователь музыкального любительства и самодеятельности, уличной музыки и звуковой среды города; М. В. Юнисов (1958–2006), автор историко-культурных исследований по формам досуга и театрализации быта, а также студенческому любительскому творчеству; А. П. Шульпин, глубокий знаток и исследователь современного российского любительского театра; Э. Е. Алексеев, этномузыковед, разрабатывавший в сотрудничестве с отделом народной художественной культуры проблематику музыкального фольклора и его трансформаций в контексте современной культуры.

Сектор ведет исследовательскую работу, охватывающую различные формы народного искусства — от фольклора до видов современного любительства, наивного искусства. Такое разнообразие интересов позволило создать обобщающее описание важнейших тенденций любительства советского периода отечественной истории — трехтомник «Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. 1917—1990 гг.», работа над которым осуществлялась в течение двух последних десятилетий ХХ века. Продолжением этого проекта стал словарь «Любительское художественное творчество в России ХХ века», завершенный в 2010 году.

К основным направлениям деятельности сектора на сегодняшний день можно отнести:

  • изучение мировоззренческих основ народной культуры, религиозных представлений, нашедших отражение в реалиях бытовой повседневности, произведениях фольклора и народного искусства (круглые столы и сборники «Мифологические представления в народном творчестве» (М., 1993); «Религиозный опыт народной культуры. Образы. Обычаи. Художественная практика» (М., 2003), «Религиозный опыт народной культуры. Народная вера и народное творчество» (СПб., 2011), монография А. В. Часовниковой «Христианские образы растительного мира в народной культуре: Петров крест. Адамова голова. Святая верба» (М., 2003) и др.);
  • коллективное и индивидуальное в традиционном творчестве (круглые столы и сборник «Личность в культурной традиции» (М., 2013) и др.);
  • музыкальный фольклор народов России (монография Н. И. Жулановой «Многоствольные флейты в традиционной культуре коми-пермяков» (М., 2008) и др.);
  • декоративно-прикладное искусство народов России, в том числе в связи с современными художественными практиками (круглые столы и монография П. Р. Гамзатовой «Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве. К проблеме культурного архетипа» (1-е изд. — М., 2004; 2-е изд. — М., 2012), др.);
  • творчество наивных художников и художников-любителей (круглые столы и конференции памяти К. Г. Богемской — «Наивное и любительское искусство на арт-рынке», «Копирование в любительском и наивном искусстве», «Китч: на перекрестке народной и массовой культуры»).

К давним традициям сектора принадлежат ежегодные Богатыревские чтения. Их проведение дает возможность коснуться всего комплекса проблем, связанных с функционированием живой фольклорной традиции в динамике ее процессов. Результатом чтений стали, в частности, сборники «Петр Григорьевич Богатырев: Воспоминания, документы, статьи» (СПб., 2002) и «Фольклор и фольклоризм в меняющемся мире» (М., 2010).

Научные сотрудники