Сектор искусства Нового и Новейшего времени

Сектор русского искусства Нового и Новейшего времени (ранее — Сектор искусства и архитектуры народов СССР, Отдел изобразительного искусства и архитектуры) — один из старейших в Институте искусствознания. На рубеже 1950-х и 1960-х годов он выделился из Сектора изобразительного искусства, объединявшего исследователей самой широкой специализации (включая Древнюю Русь и Западную Европу). В центре научных интересов сектора — комплексное изучение отечественного искусства и архитектуры XVIII — XX веков во взаимосвязях отдельных видов искусств, включая помимо архитектуры, скульптуры, живописи и графики, декоративно-прикладные, окказиональные искусства и костюм. Исследования ориентированы на самый широкий культурный контекст (от художественного образования и коллекционирования до выставочных практик и критики) и рассматривают русское искусство как органичную часть мирового художественного процесса.

Работой сектора руководили выдающиеся исследователи: Г. Ю. Стернин (1962 — 1975), О. А. Швидковский (1975 — 1992), Г. Г. Поспелов (1992 — 2014). В настоящее время его возглавляет Е. А. Бобринская.

Долгую историю сектора можно условно разделить на три этапа. Первый (1960-е годы) связан с завершением многотомной «Истории русского искусства», начатой основателем института И. Э. Грабарем (тома V — X). Второй этап был связан со становлением и расцветом новых методик и направлений исследования, представленных как персональными трудами (Е. А. Борисовой, Н. А. Евсиной, Т. П. Каждан, Л. В. Андреевой, Г. Г. Поспелова и др.), так и коллективными изданиями. Один из примеров — серия сборников по русскому искусству XVIII — первой половины XIX века под редакцией Т. В. Алексеевой, другой — издания документов по истории советской архитектуры, подготавливаемые В. Э. Хазановой. Серию тематических сборников выпустила и межсекторная группа В. Е. Лебедевой, объединившая проблематику разных искусств в ХХ столетии. Отдельная станица — работа группы по изучению русского авангарда под руководством Д. В. Сарабьянова.

На протяжении многих лет отдел выступал инициатором комплексных проектов, объединяющих специалистов разных специальностей. Особым размахом отличалась работа межсекторной группы Г. Ю. Стернина, чей широкий взгляд на художественный процесс в целом, выразился не только в обозначении нового поля исследований русской культуры XIX века, получившего наименование «художественная жизнь», но и способствовал появлению новых подходов и методик к изучению стержневых явлений той эпохи. Основанная в 1975 году, группа издала шесть тематических сборников и несколько обобщающих коллективных трудов. Закономерным итогом работы группы можно считать «Очерки русской культуры XIX века» (6 том в многотомном издании Московского университета под общей ред. Л. В. Кошман). Том целиком написан членами группы: Г. Г. Поспелов и Г. Ю. Стернин (изобразительное искусство), Е. А. Борисова (архитектура), Л. З. Корабельникова и М. П. Рахманова (музыка), О. М. Фельдман (театр). Продолжением этой работы можно считать и сборник «XIX век. Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств», вышедший в 2002 по итогам одноименной конференции.

Междисциплинарные и межинституцианальные научные конференции — всегда оставались приоритетным направлением деятельности Сектора, поддерживающим тесные контакты с научными учреждениями и музеями России и по всему миру. Особенно активно они стали проводится последние 15 лет — от «Ассамблеи искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века» 1999 года — до масштабных симпозиумов 2014-го: «На крайнем пределе веков. Первая мировая война и культура» и «Память как предмет и объект искусствознания. Симпозиум памяти Д. В. Сарабьянова». Но главным проектом последнего 15-летия, которые можно назвать третьим этапом истории сектора, стала работа над новой 22-томной Истории русского искусства. Практически все сотрудники сектора заняты в качестве авторов и выпускающих редакторов томов, посвященных отечественной культуре Нового и Новейшего времени. Наряду с этим продолжается работа над индивидуальными монографиями. При всей разности подходов, хронологическом и тематическом разбросе исследований всех сотрудников сектора объединяет интерес к смысловой составляющей художественного процесса и поиск наиболее емких методик для ее изучения.

Научные сотрудники