26.03.2024

В ГИИ открылась выставка художника Дмитрия Трубина «Деревня, которой нет»

26 марта в Государственном институте искусствознания открылась выставка замечательного архангельского художника Дмитрия Трубина. «Деревня, которой нет» - пронзительная экспозиция из 16 работ, каждая из которых лапидарна по форме суггестивная по смыслу, как древний артефакт. Это практически археологический проект, хотя художник настаивает на вымышленности созданных им композиций. Но в их основе не только его ранние натурные зарисовки, но что много важнее - «захваченная» и транслируемая, хоть совсем в не натуралистическом виде, правда и Русского Севера. Селенья, сплоченные не планом с улицами, а, как говорят, «каменкой» - на манер каменных горок, мощь северных домов, серебряный свет на главах рубленых храмов - это не просто поэтика Севера, это его суть. И еще - это очень хорошая светоносная живопись.

Выставка доступна к посещению с понедельника по пятницу: с 11.00 до 19.00 часов (при предъявлении документа, удостоверяющего личность).
Продлится до 15 апреля.

Деревня, которой нет.

Деревня, конечно же, есть, она существует как географический пункт. Туда можно даже приехать. В одну из этих деревень я езжу постоянно - там всегда жили и живут ещё архангельские художники. Это Ижма на реке Ижме. Впервые я побывал там лет в 20 и вот уже более сорока лет наблюдаю, как деревня практически исчезает.

Нет, она, конечно же, растёт: строятся дома, дачи, давно уже выросли какие то административные здания геологов, какие то гаражи — только деревни не стало. Той деревни, которую помню и знаю. Её, ту, старую деревню, я и пишу по воспоминаниям, по старым этюдам и рисункам. Какую помню.

Вторая деревня Едома. Это уже на Пинеге. Там я побывал так же давно, и с тех пор в ней и не был вовсе. И боюсь побывать, за сорок лет она не могла сохраниться. А мне хочется помнить её той, прежней, из моей юности.

Мираж, град Китеж, важней мне, чем то, что видишь. Художнику выпало счастье наплевать на время и технический прогресс. Я пишу деревню такой компактной и ясной, какой она может не была и тогда, четыре десятка лет назад. Но, может, должна была быть такой? У художника есть право так думать. И даже есть право на обман. Даже себя самого.

 

Белеет ночь, белил любых белее,

пейзаж под небом, белые постройки,

нет, серые, конечно же, куда

в белила кто-то щепоть сажи бросил

и так оставил... И мерцают избы,

и храм, что пятиглав, мерцает тоже.

Всё светится, всё ирреально так,

что понимаешь — этого всего

давно уж нет, один мираж остался

и светится обманом, купола

церквушки опрокинув в вод теченье

речушки, чья молочная вода,

кисельных берегов края разъевши,

несёт на север трепетные воды,

прекрасно зная, что деревни нет,

и церкви нет, и куполам купаться

не доведётся больше в этих водах -

мираж один, одно воспоминанье,

причуды мозга в жажде красоты,

в тоске по ускользнувшему былому

и безвозвратности его ухода.


Дмитрий Трубин

Трубин_2.png